Доброе утро, мои котятки!
Все мы нелюди, но кое-что человеческое нам не чуждо.
Сегодня я хочу порассуждать о мотивациях.
Точнее, об их самой сложной и интересной части - негативных мотивациях, запретительных. Или почему мы не делаем того, чего не делаем?
Для начала - почему я считаю именно негативные мотивации самыми интересными? А это сказывается богатый жизненный опыт (sic!) и обломки медицинского образования. Дело в том что, с точки зрения физиологии головного мозга, биологический субстрат для запретов - тормозные нервные импульсы. Структуры в коре, обеспечивающие нервное торможение, развиваются в последнюю очередь, являясь самыми сложными, и теснее всего связаны с высшей нервной деятельностью, сиречь мышлением. То есть имеет место взаимодействие - ребенок растет, у него развивается кора, он узнает, что такое "нельзя". От того, что кора развивается, он учится понимать, что такое "нельзя". Оттого, что он учится это понимать, развивается кора. Немного помороченно, но, надеюсь, суть я передал.
Алкоголь, кстати (а он всегда кстати), действует строго наоборот, отключая мозговые структуры, начиная с высших - то есть именно подавляя торможение => снимая запреты. На чем и основана традиция принимать "для храбрости".
В этом его плюс и минус одновременно. С одной стороны, снимать наносное бывает иногда очень кстати - живя в современном мире, мы таскаем на своих бедных мозгах столько лишнего, что иногда от этого груза неспособны выполнять действительно нужное.
Пример: человек физически может пройти по узкому карнизу - он цепкий и у него хороший вестибулярный аппарат. Но он боится - ибо слишком много знает о последствиях падения, например. Он думает об этом, масса негативной информации действует как тормоз, и он уже на самом деле не может пройти.
Немного выпив (немного, я сказал! иначе кроме "наносного" будет затронуто и настоящее - тот же вестибулярный аппарат) человек перестает грузиться всей этой виртуальной фигней и проходит спокойно и весело.
Но тут, опять же, диалектика. Не следует с водой выплескивать ребенка - снимая вредные наслоения, можно не заметить, как снял уже что-то действительно нужное - вплоть до двигательного стереотипа.
Ну да что-то я отвлекся (на любимую тему, ага =). А хотел ведь про мотивации.
Так вот. Лень, страх и моральные принципы.Лень, страх и моральные принципы - три фундаментальных мотивации, отвечающих за неделание. Или, если хотите, недеяние, звучит красивее, суть та же. Давайте к ним приглядимся.
Лень.
Лень - самый простой, животный и позорный элемент моей системы. (Нет, позорный не потому, что животный. Не все животное я считаю позорным, отнюдь. Даже напротив - кое-что животное необходимо в себе лелеять.)
Что вообще такое "лень"? Лень - это нежелание выходить из состояния покоя в самом широком смысле. Нежелание прикладывать усилия в каком-то направлении. Нежелание тратить энергию.
Лень может быть вида "я лежу на диване и не двигаюсь" - эта самая злокачественная, осуждаемая во всех культурах лень, а может быть "мне лень А, поэтому я лучше буду Б" (названия действий случайны). Это, в общем-то, тоже позорно, но отчасти лучше первого варианта.
С ленью следует решительно бороться, хватать себя за шиворот и пинками заставлять себя делать нужное. Что такое "нужное" - это уже другой, тоже очень сложный, но пока что не рассматриваемый здесь вопрос.
Потакать себе в лени нельзя. Аксиома.
И вот еще что. Конфуций однажды сказал мне: "Гульданчик, запиши и запомни: все беды в этом мире происходят оттого, что вещи не называются своими именами!". В частности, это значит что следует отдавать себе отчет и не врать (everybody lies! но с собой все-таки попробуй быть честным) себе насчет "экономии энергии" и "неувеличения энтропии во Вселенной". Когда тебе лень, следует признать - да, мне лень. И устыдиться.
Страх.
Страх - это значительно сложнее. Я бы даже сказал, комплекснее. Страха много и он разный - от проявления инстинкта самосохранения через втолкованный родителями страх перед незнакомыми до ангста.
Самосохранение - штука, конечно, полезная, но делать из нее культа я бы не стал.
Страхи, навязанные нам обществом, вообще не стоят обсуждения - наносное это, ой, наносное.
Страх в недеянии, как правило, принимает формы типа "а вдруг не получится?", "а как это будет воспринято окружающими и что мне за это будет?", "а не потеряю ли я больше, чем приобрету?". С такими страхами, я считаю, следует бороться. Но не радикально удалять их из себя, как лень, а смещать в сторону, не давать им контролировать себя, но принимать во внимание. Потому что существо без вышеуказанных мыслей называется "отморозок". Быть отморозком - недостойно.
Существует и особая форма страха - страх сделать больно ближнему. И про него я ничего не могу сказать, потому что сам ему подвержен в полной мере.
Моральные принципы.
Вот это моё любимое =)
Тут не грех и Википедию помянуть:
Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
Я имею ввиду не в коем случае не общественную мораль, не религиозную или что-нибудь в этом роде. Нет, я говорю о собственной, выработанной в результате самоанализа, системе моральных ценностей.
То есть та самая высшая нервная деятельность, максимально неживотная мотивация. "Я не делаю, потому что не могу себе этого позволить, для меня это недопустимо". Ах, ах, это прелестно =) Не делать чего то потому что так велит тебе твой внутренний стержень - я считаю, это единственный достойный повод. Суммируя вышесказанное - к чему это я вообще написал и что пропагандирую?
Не бойся. Не ленись. Думай. Пей умеренно.
Ну и, конечно, дискасс. А то вы достали уже молча читать =)